Фонд «Петербургская политика»
представляет исследование по теме «Судьбы бывших глав российских регионов».
Обращение к этой проблематике
обусловлено несколькими причинами.
Возвращение губернаторских выборов
заметно оживило политическую жизнь в регионах. При этом длительная «зачистка»
поля во многих территориях привела к очевидной нехватке ярких и пассионарных
фигур. Вследствие этого бывшие губернаторы подчас оказываются едва ли не
вторыми (а в некоторых случаях и первыми) по известности персонами. В некоторых
случаях можно говорить и о высоком уровне популярности. Вследствие этого иногда
даже возникают казусы. Например, полный тезка экс-главы Ханты-Мансийского
автономного округа А.Филипенко, о котором ничего не было известно до момента
избирательной кампании, оказался избран в состав местной думы от «Справедливой
России».
В то же
время традиций активного участия экс-губернаторов в политике пока не появилось.
На губернаторских выборах 2012 года активно проявил себя только бывший
губернатор Брянской области Юрий Лодкин, открыто поддержавший кандидата КПРФ
Вадима Потомского. Однако вокруг целого ряда регионов (Ингушетия, Хабаровский
край, Ямало-Ненецкий округ) периодически возникают слухи относительно возможности
возвращения экс-главы на прежний пост. Иногда экс-губернаторы, получившие
федеральное назначение, оставались серьезными игроками на уровне своих регионов
– самыми яркими примерами этого являются В.Ишаев, В.Толоконский, В.Матвиенко. В
отдельных случаях губернаторы пробуют себя на выборах более низкого уровня.
Так, экс-глава Смоленской области А.Прохоров несколько раз принимал участие в
выборах мэра Смоленска (на последних выборах занял 2-е место).
Другая
интрига связана с тем, как складывались карьеры экс-губернаторов. За редкими
исключениями (С.Шойгу, А.Хлопонин) их уход с должности обычно означал
аппаратную неудачу и потерю прежнего административного статуса и веса.
Например, после утраты позиции губернатора начинался закат таких политических
«звезд», как Ю.Лужков, М.Рахимов, С.Дарькин, Е.Строев, Г.Боос. В то же время
случались и обратные ситуации: после некоторой паузы, многим напоминавшей
«опалу», экс-губернатор получал серьезное федеральное назначение. Самыми яркими
примерами этого стали Н.Федоров (через два года после отставки получил пост
министра сельского хозяйства РФ) и И.Слюняев (назначение министром
регионального развития РФ после полугода молчания). А приход С.Шойгу в министры
обороны окончательно ознаменовал завершение длительной паузы с продвижением
экс-губернаторов на федеральные посты. В 2000-2011 годах успешную федеральную
карьеру сделали лишь Ю.Трутнев и С.Собянин. Даже назначение В.Матвиенко
председателем Совета Федерации РФ первоначально не выглядело как однозначный
кадровый рост – тем более что сама она демонстрировала заметные колебания после
получения соответствующего предложения. А целая группа недавно замененных
губернаторов оказалась в «подвешенном состоянии» - информация о принципиальной
возможности их возвращения на государственную службу крайне противоречива. Это
относится к А.Бровко, С.Вахрукову, Д.Дмитриенко, И.Михальчуку, А.Нелидову,
О.Чиркунову.
Практика
активного участия экс-губернаторов в политической жизни региона не вызывает
особой восторженности у федеральных властей. В большинстве случаев
экс-губернаторы фактически принимают на себя обязательство воздерживаться от
активного вовлечения в региональную политику. Однако проведение губернаторских
выборов, возможно, побудит часть бывших глав регионов отказаться от
нейтралитетаВ некоторых случаях, когда уход губернатора проходил в комфортных
для него условиях, мнение бывшего главы серьезно учитывалось при выборе нового
кандидата. Так было во время ухода Р.Абрамовича, Н.Меркушкина, А.Хлопонина,
М.Шаймиева, С.Шойгу. В то же время обращает на себя внимание большое количество
открытых конфликтов ушедших губернаторов с новыми властями. В них были
вовлечены, в частности, В.Ишаев, К.Илюмжинов, В.Толоконский, Ю.Трутнев,
Н.Федоров, имеются признаки напряженности в Санкт-Петербурге..
Опыт
показывает, что во многих регионах члены семей губернаторов имеют серьезный вес
в бизнес-сообществе, а иногда и в политической сфере. Однако после смены
руководства их влияние заметно падает. К редким исключениям можно отнести сына
А.Филипенко в Ханты-Мансийском округе (по-прежнему возглавляет думу
Ханты-Мансийска) и дочь экс-губернатора Ивановской области В.Тихонова
(возглавила муниципальное образование Шуя). Кроме того, широко известен пример
Дагестана, где спустя несколько лет после ухода с поста главы М.Магомедова
республику возглавил его сын.
Переход на
работу в Совет Федерации или Счетную палату давал губернатору (но не его
команде) определенные гарантии неприкосновенности, но эта работа рассматривалась
скорее как относительно почетная пенсия. При этом активность правоохранительных
органов в отношении команд экс-губернаторов в последние годы возрастала, а в
Тульской области даже сам бывший глава В.Дудка оказался под домашним арестом.
Несмотря на
то, что отставка губернатора нередко означала для него серьезную
психологическую травму, случаи перехода глав регионов в оппозиционные ряды
носят единичный характер. Исключениями из правил составляют некоторые
губернаторы, избиравшиеся при поддержке оппозиции, - экс-глава Камчатской области М.Машковцев (на
громких выборах в Красненькой Речке в 2011 году он даже был задержан полицией)
и бывший губернатор Ивановской области В.Тихонов. О поддержке массовых акций
протеста 2011-2012 годов заявляли некоторые губернаторы эпохи 90-х – например,
Г.Игумнов (Пермский край) и Г.Купцов (Липецкая область).
С учетом
разнородности состава экс-губернаторов обобщенный прогноз их активности вряд ли
возможен. Это обуславливается заметными возрастными различиями, неодинаковостью
политических и личностных амбиций бывших глав регионов, а также разноречивостью
«историй успеха». В одних случаях можно ожидать внезапного карьерного роста, в
других – окончательного забвения или превращения в исторических персонажей. Для
одних экс-губернаторов драйвером возвращения к политическую активности могут
стать их аппаратные связи, для других – общественная поддержка, но в большом
количестве случаев оба этих факторы, наоборот, будут препятствием. В то же
время большое количество незанятых управленцев с политическим опытом,
обладающих знанием о том, как «на самом деле» функционирует экономические и
политические процессы в Российской Федерации, является серьезным капиталом,
который будет так или иначе востребован и политическими акторами, и бизнес-сообществом.
Михаил
Виноградов
Президент
Фонда «Петербургская политика»
Далее
читать источник http://www.fpp.spb.ru/former_2012-11.php
|