Погода в Москве - прогноз на завтра                                                

НОВОСТИ

Главная » 2013 » Январь » 25 » ЧТОБЫ СПАСТИ ШКОЛУ НАДО ОСТАНОВИТЬ "ЛИВАНОВЩИНУ"
20:45
ЧТОБЫ СПАСТИ ШКОЛУ НАДО ОСТАНОВИТЬ "ЛИВАНОВЩИНУ"

Novopol.ru Апокалипсис для образования

Олег КОНЮХОВ
Чтобы спасти школу, необходимо остановить "ливановщину"
Итак, в июле 2012 года новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов сделал то, на что больше года не решался его предшественник Андрей Фурсенко – он утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы. Этот документ уже готовится к внедрению в 10–11-х классах. При этом прислушиваться к мнению школьных учителей и деятелей культуры, недовольных нововведением, министр не стал. Он заявил, что "всю критику учесть невозможно". Ливанов посчитал, что все необходимые этапы общественного и административного обсуждения документ прошел, и призвал готовиться к внедрению ФГОС в школах, чтобы полностью перейти на него по всей стране к 2020 году. То есть, до апокалипсиса отечественного образования осталось не так уж долго.
 

Лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов 23 января выступил на пленарном заседании Госдумы с критикой инициатив Министерства образования и науки и заявил необходимости отставки его руководителя Дмитрия Ливанова. Выступлению Миронова предшествовало полугодовое эмоциональное обсуждение нового федерального образовательного госстандарта для старшей школы. А в конце минувшего года в СМИ и интернете разразился громкий скандал по поводу программы по русскому языку и литературе для 10-11-х классов, которую и подверг резкой критике лидер "СР".
 
Итак, в июле 2012 года новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов сделал то, на что больше года не решался его предшественник Андрей Фурсенко – он утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы. Этот документ уже готовится к внедрению в 10–11-х классах. При этом прислушиваться к мнению школьных учителей и деятелей культуры, недовольных нововведением, министр не стал. Он заявил, что "всю критику учесть невозможно". Ливанов посчитал, что все необходимые этапы общественного и административного обсуждения документ прошел, и призвал готовиться к внедрению ФГОС в школах, чтобы полностью перейти на него по всей стране к 2020 году. То есть, до апокалипсиса отечественного образования осталось не так уж долго.
 
Новый ФГОС предполагает, что обязательной для старшеклассников будет лишь часть предметов, а остальные курсы они смогут выбирать сами в зависимости от выбранного профиля – гуманитарного, технического, естественнонаучного. Первая версия стандарта потрясла всех, кто хоть что-то понимает в школьном образовании (чиновники Минобразования, судя по всему, к этой категории не относятся). Было предложено оставить только три обязательных предмета: ОБЖ, физкультуру и предмет "Россия в мире".
 
 
В безальтернативном списке литературы для старшеклассников господствует явная вкусовщина
 
 
Эта физкультурно-патриотическая программа столь радикально не вписывалась в традиции отечественной педагогики, что вызвала шок в обществе, и ее в 2011 году затормозил Владимир Путин. Будучи премьером, он призвал не принимать скандальный проект и организовать его общественное обсуждение. Печальным итогом этого обсуждения и стало принятие ФГОС, где замечания и предложения были учтены крайне выборочно. В список обязательных предметов все-таки попали математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, а также основы безопасности жизнедеятельности и физкультура. Все предметы делятся на два уровня: базовый и профильный, для углубленного изучения. Не более трех дополнительных курсов школьник должен выбрать сам – так, чтобы общее число учебных часов не превышало 37 в неделю.
 
Правда, против нового стандарта выступили учителя химии, физики и биологии: его разработчики предлагают создать курс "Естествознание" для школьников, которые не выбирают физику, химию или биологию в числе профильных. Учителя-предметники считают, что это приведет к резкому падению базовых естественнонаучных знаний, поскольку позволит гуманитариям практически полностью проигнорировать сложные предметы. Но и словесники, шедшие до этого в авангарде борьбы с министерскими нововведениями, не успокоились, ведь количество часов на русский язык и литературу, объединенных в один предмет – "словесность", резко сократилось.
 
На Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы, состоявшемся вскоре после вступления стандарта в силу, его потребовали отменить. Однако чиновники, как крокодилы, не могут пятиться назад. И вот в конце прошлого года появилась брошюра "Львова С. И., Ланин Б. А. и др. Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования", наглядно показавшая, как в Минобразования рассчитывают "сеять разумное, доброе, вечное". Скажем честно, она вполне соответствует стандарту, который никак не регламентирует список классиков, обязательных для изучения в школе.
 
Что же рекомендует эта "дорожная карта" для учителей словесности, количество часов на которую в старших классов теперь урезали на треть – с 210 до 140? По сравнению с действующим стандартом, в новую программу не попали Александр Куприн, Николай Лесков, Алексей Толстой. Из авторов, которые не были обязательны (можно было выбрать других), но традиционно изучались в старших классах, в программу не вошли Виктор Астафьев, Николай Рубцов, Александр Вампилов.
 
 
Количество часов по русскому языку и литературе в старших классов урезали на треть
 
 
При этом обязательный список авторов второй половины XX века, включая современных, существенно расширен. Раньше это были три-четыре автора на усмотрение учителя, а теперь обязательными стали 16 писателей. Помимо традиционных Василя Быкова, Виктора Некрасова, Валентина Распутина, Василия Шукшина и Юрия Трифонова, в программу вошли Анатолий Гладилин, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Владимир Маканин, Василий Аксенов, Юрий Бондарев, Юрий Домбровский, Фазиль Искандер, Асар Эппель, Анатолий Рыбаков, Юрий Рытхэу. Вариантов предложенная программа не подразумевает.
 
"Как можно сокращать часы и добавлять произведения, где здесь логика? – делятся на страницах СМИ своим недоумением учителя. – Изучить все это за два года невозможно. Они нас толкают на то, чтобы мы проходили классику поспешно, поверхностно, не доходя до сердца, до души детей. Когда с ними говорить об этом на уроках?". А сколько вопросов должен вызвать сам список. Будучи человеком, отягощенным советским высшим филологическим образованием, автор этих строк знает, кто такой Юрий Рытхэу. Но, думаю, для подавляющего большинства современных граждан России это имя не говорит вообще ничего.
 
А кто такой Асар Эппель? Какие школьники прочтут, например, "Шампиньон моей жизни"? И почему из всего творчества Людмилы Улицкой выбран "Казус Кукоцкого"? Ведь это роман, представляющий, наверное, наибольшую сложность для современных подростков. Но главный вопрос, разумеется, в том, почему в безальтернативном списке литературы царствует явная вкусовщина.
 
Сергей Миронов, выступая в Думе, напомнил известное высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва: "Наша великая литература – это совесть общества и его душа". Создается впечатление, что народная душа, выраженная в русской и советской классике, категорически не устраивает нынешних чиновников от образования.
 
Остается лишь надеяться, что, хотя упущено уже очень много времени, российская власть, наконец, одумается и сумеет остановить катастрофу отечественного образования.
Источник http://www.novopol.ru/-apokalipsis-dlya-obrazovaniya-text139591.html
Просмотров: 1336 | Добавил: politolog | Теги: реформа образовании, Ливанов, школа, Учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

НОВОСТИ