pravoslavie.ru Бомжи. Кто они?
Из наблюдений социального психолога
Виктор Коломиец
«Добрый» сосед
У Олега были отец, мать и младший брат. Нормальная семья, в которой все трудились и жили жизнью простых небогатых людей. Но пришла беда. Сначала умер глава семьи от болезни сердца. Вскоре за ним – брат и мама Олега. Он остался совсем один. Родственников нет, создать свою стабильную семью не успел. От горьких переживаний у Олега случился инсульт. Отнялись ноги, исказилась речь. Он лежал в больнице, совершенно растерянный, напуганный, одинокий… Только добрый сосед навещал его там. Они знали друг друга давно, были хорошими приятелями.
Как-то сосед в разговоре с Олегом предложил помощь. Он сказал, что после парализации Олегу будет трудно подниматься по лестнице на четвертый этаж дома, в котором от родителей ему осталась квартира. Да и заработать денег Олег уже не сможет. Учитывая такие обстоятельства, добрый друг предложил Олегу помощь в продаже квартиры и покупки маленького домика: «И деньги на книжке останутся “под проценты”, и на четвертый этаж подниматься не надо будет». Простодушный Олег был согласен на любую помощь. А быть может, он был просто не в силах объективно оценивать ситуацию… Не составив никакого основательного договора, поверив на слово, он подписал доверенность этому человеку на продажу квартиры и распоряжение имуществом, в том числе и деньгами.
Выйдя из больницы через несколько месяцев, Олег обнаружил обман. «Добрый» сосед продал его квартиру, а деньги присвоил себе. Так Олег остался один, лишившись семьи, здоровья и квартиры. Будучи больным и слабым, он не смог восстановить справедливость. Некоторое время скитался, где придется, но в итоге оказался в нашем Центре социальной адаптации.
А что говорит статистика?
БОМЖ – аббревиатура слов «без определенного места жительства». В сознании обывателя она стала оскорбительной. Как правило, ассоциируется с образом грязного пьяного калеки, просящего милостыню на автобусной станции или копающегося в мусорных баках.
Однако это не совсем так. Действительно, примерно 40% бездомных – это закоренелые уличные бродяги, типичные «бомжи». Но 60% бездомных – это больные или старые люди, не имеющие своего жилья.
Я работаю психологом в Центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, и мне приходится знакомиться с жизнью каждого его обитателя. И на основе собранных данных анализировать причины бездомности и потери жилья.
Причины потери жилья клиентами Центра социальной адаптации
(По данным персональных опросов)
Алкоголизм
|
Добровольное оставление при разводе
|
Обман со стороны родственников
|
Обман со стороны риэлторов при продаже (обмене) жилья
|
Никогда не было жилья
|
21%
|
17%
|
21%
|
8%
|
33%
|
Обратите внимание: такая причина, как обман со стороны родственников при продаже или обмене жилья, по количеству случаев равна алкоголизму. Также важно отметить, что среди лиц без определенного места жительства 33% никогда не имели своего жилья.
В данной таблице причины потери жилья рассмотрены как предшествующие началу бродяжничества. В следующей – отображены основные причины самого бродяжничества.
Основные причины начала бродяжничества
Алкоголизм
|
Добровольный
выбор
|
Результат
асоциального
поведения
|
Потеря
жилья
|
Потеря
здоровья
|
15%
|
5%
|
32%
|
11%
|
37%
|
Существует мнение, что причиной бродяжничества чаще всего является добровольный выбор. Однако, даже с учетом статистической погрешности, таких случаев в нашем анализе всего 5%. Тогда как потеря здоровья становится причиной 37% случаев.
Но за скучными цифрами статистики стоят человеческие судьбы, чаще всего драматические и даже трагические сюжеты жизненных сценариев. Такие, как у Олега.
А вот еще один, и, увы, далеко не исключительный.
«Где ты, сынок?»
Лариса Константиновна часто плакала. Всхлипывая, размазывала слезы по лицу. Памяти у нее совсем не стало. Она совершенно не помнила основные эпизоды своей жизни: кем была, где работала, кто был муж… Казалось непостижимым, что она всё забыла. Тем не менее склероз был таким сильным, что она даже плохо понимала, где находится. И только одно имя повторяла, как молитву: «Костик, Костик… сынок! Когда же ты придешь ко мне? Костик, сынок…» Сына помнила. И невероятно тосковала по нему, ждала, что он придет к ней… Просила его найти.
Я разыскал номер телефона Костика и позвонил ему. Рассказав ему о таком тяжелом положении матери, о ее тоске и страданиях, я предложил ему навестить ее в нашем центре. Он с пониманием отнесся к моим словам и пообещал приехать, хотя и не сказал когда, сославшись на занятость по работе…
После звонка я, как мог, успокоил старушку, обрадовал ее хорошей новостью: «Ваш сын скоро приедет навестить вас!» Надо было видеть, как она просияла. Стала благодарить меня, словно я вернул ей безвозвратно утерянную ценность. Всю следующую неделю она ждала сына. И каждый раз, увидев меня, переспрашивала о нем. Я подтверждал, что он обязательно приедет.
Через неделю Костик действительно приехал. Это был высокий крупный мужчина лет около 50. Он привез что-то для матери, побыл с ней недолго и уехал. Прошло дней десять, и Лариса Константиновна снова начала сильно тосковать. Она вновь, плача, звала: «Костик… Костик… Костик…»
Я опять позвонил ему. На этот раз он сообщил мне, что намерен забрать маму с собой. Он сказал, что снял квартиру в Краснодаре и теперь мама сможет проживать с ним. Это была хорошая новость, и я поспешил сообщить ее Ларисе Константиновне.
Через несколько дней Константин приехал к нам в центр забирать маму. Он был не один. Сопровождавшая его женщина, энергичная и подчеркнуто заботливая, всячески демонстрировала свое участие в счастливом воссоединении семьи. Оформив соответствующие документы, сын забрал Ларису Константиновну, и все вместе, радостные, они уехали.
Мы, специалисты центра, тоже радовались. Приятно было сознавать, что старушка всё-таки обрела свое счастье и будет жить с горячо любимым сыном, который сможет позаботиться о ней.
Но через четыре дня Ларису Константиновну нашли на улице одну бредущей неизвестно куда, растерянную и голодную. К счастью, все документы были при ней, и ее вернули в наш центр.
Все были обескуражены. Мы не могли понять, что произошло и как старушка опять оказалась на улице. Кто-то из сотрудников догадался проверить ее сберегательную книжку, на которую поступала пенсия. Пенсионные сбережения в размере более 50 тысяч рублей были сняты до последней копейки.
Я кинулся к телефону, чтобы звонить Костику. Но автомат сообщил мне, что данный абонент в сети не зарегистрирован. Я потом еще несколько раз пытался дозвониться, но Костика и «след простыл». Он «обрубил концы».
Лариса Константиновна ничего вспомнить не могла, только звала и молила: «Костик… Костик!..» Через несколько дней ей стало плохо. «Скорая помощь» увезла ее в больницу. Теперь она там, и что с ней будет дальше – пока неясно.
***
Подлость – категория нравственная. Каковы наши нравы, такова и жизнь вокруг нас, таково и общество наше. И государство не в силах решить эту проблему. Да и не государственная это задача. Можно придумать много уголовных и других законов, но если у людей нет нравственных принципов, если души людские не имеют доброго нрава, то подобный моральный «беспредел» может стать новой нормой.
Виктор Коломиец
Источник http://www.pravoslavie.ru/100372.html
|