inosmi.ru Белоруссия: протесты «нахлебников»
Die Zeit, Германия, Анастасия Аринушкина
Нет работы — плати. Сотни людей в Белоруссии протестуют против нового закона. Как отреагирует авторитарный президент Александр Лукашенко?
В Белоруссии люди вышли на улицы, несмотря на то, что закон запрещает им это делать. Акции протеста начались в Минске, где в пятницу около двух тысяч человек пришли на «Марш рассерженных белорусов». В выходные последовали протесты в Гомеле, Бресте, Могилеве и Витебске. В них приняли участие от ста до тысячи человек, демонстрации проходили также и в понедельник.
От ста до двух тысяч протестующих в каждом городе — эти цифры не кажутся внушительными. Но протесты были проведены несмотря на то, что не были согласованы с властями, как того, по сути, требует закон. А белорусские силовики в прошлые годы часто подавляли демонстрации, избивая протестующих дубинками, как, например, во время последних крупных акций протеста в 2010 году, а также в ходе «молчаливого протеста» в 2011 году. То, что люди все равно решаются на подобные мероприятия, говорит о многом.
Они протестуют против введения специального налога для безработных — «нахлебников», как их называет белорусское правительство. В апреле 2015 года президент Александр Лукашенко подписал декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». В этом декрете было постановлено: граждане, более полугода не имевшие официального трудоустройства, должны будут заплатить за общественные блага, предоставляемые им государством.
Ведущий главного телеканала страны ОНТ объяснил нововведение следующим образом: «Ходишь по чистым улицам, вызываешь врача или отводишь детей в школу — участвуй в финансировании. В противном случае образование и здоровье твоего ребёнка придётся оплачивать другим». Те, кто, несмотря на эти правила, выходят на улицу, вероятно, не понимают смысла данного закона. Ведущий добавил: если тебе удается, не имея работы, на протяжении полугода сводить концы с концами, очевидно, деньги у тебя есть — так что изволь и ты внести свой вклад.
«Я должен платить за свою нищету»
Закон коснулся около 470 тысяч белорусов: мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин от 18 до 55 лет. Правительство требует от них уплаты около 180 евро в пересчете на европейскую валюту за один год без трудоустройства. Для сравнения, средняя месячная зарплата составляет примерно 400 евро.
Около 45 тысяч человек уже оплатили налог. Часть других протестует. И делают они это только сейчас, поскольку 20 февраля заканчивается срок уплаты налога за прошедший год.
Один из демонстрантов — 29-летний Михаил Лукша из Бреста. Он говорит, что у него просто нет денег на то, чтобы заплатить налог — да и как это сделать без работы. Михаил имеет высшее образование, раньше он работал библиотекарем. Но на этой позиции он так получал так мало денег, что уволился и стал зарабатывать на жизнь, работая грузчиком. Потом он потерял работу.
Зимой нет надежды на то, чтобы найти работу, — обиженно заявляет Михаил. «Я нахожусь в глубоком кризисе. Хоть мне и помогают родители, но их возможности ограничены. А теперь я должен еще и платить за свою бедность».
Тысячи людей не могут найти работу
Михаил Лукша — не единственный, кто не может найти работу. У многих нет работы, прежде всего в регионах, хотя это не отражается в официальной статистике. «В 2016 году по всей стране уволили на 108 тысяч людей больше, чем приняли на работу», — говорит Валерий Карбалевич, политолог минского аналитического центра «Стратегия». «В месяц 9000 человек теряют работу, но не могут найти новую».
Даже если у тебя есть работа, часто приходится уходить в неоплачиваемый отпуск, поскольку многие предприятия работают лишь два или три дня в неделю. В экономике дела плохи. По словам Карбалевича, в эти трудные времена государство еще и наказывает безработных, вместо того, чтобы им помогать.
Если теряешь работу, в Беларуси у тебя есть два варианта: можно зарегистрироваться в государственном центре занятости, в этом случае тебя вносят в официальную статистику по безработице и ты получаешь небольшое пособие в размере 15 евро в месяц в пересчете на европейскую валюту. Зарегистрированные граждане, в свою очередь, обязуются несколько дней в месяц принимать участие в общественно-полезных работах.
Но поскольку эти работы — нелегкий труд, большинство белорусов делают все для того, чтобы избежать официальной регистрации. В этом есть и положительный побочный эффект для правительства: официальный уровень безработицы очень и очень низок.
Второй вариант — не регистрироваться в центре занятости, но в этом случае теряешь право на поддержку государства и обязуешься, согласно декрету №3, заплатить специальный налог, чего большинство просто не делает.
Как поступит Лукашенко?
Трудно предположить, как отреагирует правительство Беларуси. Александр Лукашенко как раз прилагает все усилия для того, чтобы доказать Западу, что он — не диктатор. Поэтому снова избивать протестующих дубинками, как раньше, в качестве варианта скорее всего не рассматривается.
Вместо этого Лукашенко мог бы отменить закон. Но для этого ему нужен подходящий повод. Как утверждает Карбалевич из аналитического центра «Стратегия», президент не привык признавать свои ошибки. «Если он под давлением протестующих сейчас отменит закон, это станет свидетельством его слабости и сильно его заденет». Поэтому Карбалевичу трудно представить себе, что Лукашенко поступит именно так.
Источник http://inosmi.ru/politic/20170221/238766343.html |