Когда в России
2012 год был объявлен «годом истории», казалось что это начинание обернется не
более чем чередой официозных мероприятий. Ведь в основном он посвящен пусть и
славным, но все же давним событиям – 1150-летию зарождения русской
государственности и 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Но
историю не зря называют прошлым, обращенным в будущее, так как отношение к
минувшим событиям способно не только очень точно выявить истинное лицо
современных государственных и общественных деятелей (какие бы личины они на
себя не надевали), но и объяснить их поступки в настоящем и спрогнозировать их
шаги в будущем.
И в этом отношении российский «год истории»
явился для союзной Белоруссии своеобразным моментом истины. При полном
бездействии властей стали поднимать голову те представители антинациональных
кругов, которые уже в течение двух десятилетий целенаправленно насаждают в
белорусском обществе чуждые ему идеи «польщизны» («польская шляхта как носитель
духовности и лучших черт белорусов, а Беларусь – наследница Речи Посполитой»),
враждебное отношение к России и к подлинной истории самой Белоруссии.
Им вольно или невольно подыгрывала
государственная пропагандистская машина и группа пропольски настроенной
гуманитарной интеллигенции. Причем последняя существует не сама по себе, а
находится под постоянной опекой Польши (имеющей наибольший интерес в
Белоруссии) и других геополитических соперников России.
При этом созданная для «патриотического
воспитания населения» идеологическая вертикаль оказалась весьма восприимчивой к
идеям польщизны. Тем более что пусть и надуманная, но причастность к шляхетству
щекочет местечковый гонор, а идейно польщизна никак не критикует президента
АлександраЛукашенко и не посягает на суверенитет Республики Беларусь. Только
все эти игры в магнатов и шляхту далеко не безобидны, в том числе и для пресловутой
белорусской самостийности, т.к. «польщинизация» Белоруссии (а речь, по сути,
идет именно об этом) предполагает радикальное искажение национального
самосознания белорусского населения (на первом этапе) с последующим
политическим подчинением Варшаве.
Как говорится, «вначале было слово». И если
«польщинизаторам» удастся в итоге извратить сознание белорусов, и они в
значительной массе отрекутся от своих русских (восточнославянских) корней, а
Русь и Россию будут воспринимать как нечто чуждое и опасное, то вопрос об
исчезновении такой страны как Белоруссия - Беларусь и такого
восточнославянского народа как белорусы станет делом времени. И это не какое-то
чрезмерное преувеличение. Попытки в этом направлении делаются по сути на
официальном уровне. В частности, из недр Института истории Национальной
академии наук уже раздаются призывы переименовать Республику Беларусь в некую
Великолитву, причем, делается это публично на международных конференциях. Все
это можно было бы отнести к сумасбродству экзальтированной профессуры, если бы
не возрастающее влияние «польщинизаторов» на государственную политику в
гуманитарных областях.
В этом ряду особое место занимает заботливо
организуемый культ польско-литовского магнатского рода Радзивиллов, который
усилиями государственной идеологической машины неуклонно насаждается среди
белорусского общества. Дело дошло до того, что в нынешнем году родовая
резиденция Радзивиллов в Несвиже (Минская обл.) объявлена «культурной столицей
Беларуси 2012 года».
И надо понимать, что этот выбор в год
200-летия Отечественной войны 1812 года был сделан преднамеренно и
демонстративно. Ведь во время нашествия Наполеона на Россию тогдашний владелец
Несвижского замка Доминик Иероним Радзивилл, изменив присяге данной российскому
императору Александру I (был камергером русского императорского двора), перешел
к Наполеону и воевал на его стороне, командуя нанятым на собственные деньги
польским уланским полком.
Вообще, проводимая в современной Белоруссии
культурно-историческая политика отличается антирусской избирательностью. Эта
идеологическая линия прослеживается, в том числе, и на примере культивирования
Радзивиллов. К примеру, в военно-учебных заведениях Республики Беларусь в
качестве «выдающегося белорусского полководца» преподносится такой деятель как
«гетман великий литовский» Януш Радзивилл. Белорусским курсантам очевидно
невдомек, что этот «белорусский» деятель во время национально-освободительного
восстания на Белой Руси 1648–1651 годов во главе наемного шляхетского войска с
особым зверством расправлялся с западнорусскими повстанцами. Вот только
некоторые свидетельства о его деяниях.
При взятии Пинска радзивилловскими вояками
было убито более трёх тысяч горожан, а сам город сожжен. В Бресте были
расстреляны и порублены несколько тысяч горожан. 11 ноября 1648 года был сожжен
город Чериков и убиты 1500 его жителей. В январе 1649 года по личному приказу
Януша Радзивилла был дотла сожжен Туров, а население перебито. Такая же
трагическая учесть постигла Мозырь и Бобруйск. В последнем, по приказу Радзивилла
у 800 человек были отсечены руки, 150 человек были обезглавлены, 100 человек
посажены на кол. При этом надо учитывать, что в те времена города на Западной
Руси были небольшими (например, в Бобруйске проживало около 6 тысяч жителей), и
поэтому радзивиловскими карателями восставшие города вырубались практически
«под корень».
Но вот когда этот «выдающийся полководец»
столкнулся 24 августа 1654 года не с плохо вооруженными и слабо обученными
повстанческими отрядами, а с войсками Московского государства, то фортуна над
ним жестоко посмеялась. Так, в августе 1654 года у села Шепелевичи под
Борисовом армия Януша Радзивилла была наголову разгромлена войском князя
Алексея Трубецкого. Вот что писал московский воевода царю Алексею Михайловичу
по этому поводу: «гетмана Радивила побили, за 15 верст до литовского города
Борисова, на речке на Шкловке, а в языках взяли 12 полковников, и знамя, и
бунчук Радивилов взяли, и знамена и литавры поимали, и всяких литовских людей в
языках взяли 270 человек; а сам Радивил утек с небольшими людьми, ранен».
Януш Радзивилл известен еще и тем, что в 1655
году заключил с королем Швеции Карлом X Густавом т.н. Кейданскую унию, в
соответствии с которой намеревался отдать Литву и Западную Русь под власть
Швеции. Таким образом, этот исторический персонаж оставил в белорусской истории
мрачный след карателя предков современных белорусов и врага России. В связи с
этим возникает законный вопрос. Как на примере подобного деятеля можно
воспитывать военнослужащих союзных России белорусских вооруженных сил и что за
патриотизм можно у них сформировать, превознося палача Белой Руси?
Справедливости ради надо заметить, что в
мрачной череде представителей рода Радзивиллов (по крайней мере, из тех, кто
был связан с белорусскими землями) был один достойный человек. Это
генерал-адьютант и генерал от кавалерии Лев Людвигович Радзивилл. Человек
чести, верный присяге он достойно служил в лейб-гвардии Гродненском гусарском
полку, проявил себя храбрым офицером, талантливым военачальником и блестящим
дипломатом. Вот как по-дружески тепло отзывался о нем офицер Генерального
штаба, граф Сергей Дмитриевич Шереметев: «Это – чистейший польский тип, добрый
товарищ, певец-дилетант, балетоман и жуир». Но имя Льва Радзивилла даже не
упоминается нынешним белорусским культурно-историческим официозом.
Собственно ничего удивительного тут нет. Ведь
в год, когда в Российской Федерации и во всем Русском мире отмечается 200-летие
победы в Отечественной войне 1812 года, в Республике Беларусь эта дата на
официальном уровне отмечается в несколько ином свете.
Показательной в этом отношении стала
состоявшаяся 23-24 ноября 2012 года в Белорусском государственном университете
Международная научная конференция «Война 1812 года и Беларусь», организаторами
которой выступили министерства образования, обороны, иностранных дел и
информации Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси,
Департамент по архивам и делопроизводству министерства юстиции РБ, Белорусский
госуниверситет, Минский облисполком, Мингорисполком. Уже одно это перечисление
говорит, что все проходило на высоком официальном уровне.
Прозвучало на конференции и приветственное
слово посла Российской Федерации в Белоруссии А.А. Сурикова, в котором особенно
подчеркивалось, что на борьбу с наполеоновским нашествием поднялось все
сословия и народы, входившие в состав Российского государства, и война носила
не только справедливый, но и всенародный, т.е отечественный характер. Принимали
участие в конференции и исследователи из России, в том числе и почти
неизвестные своими трудами на Родине.
В русле исторической правды лежали
выступления академика-секретаря Отделения гуманитарных наук и искусств
Национальной академии наук Беларуси А.А. Ковалени и профессора БГУ В.С.
Кошелева, которые однозначно выступили против попыток фальсификации событий
Отечественной войны 1812 года, обоснованно показали отечественный характер
войны для Белорусских губерний, восточнославянское население которых без
колебания встало на сторону «белага рускага цара» («белого русского царя»),
боровшегося с нашествием «паганых пранцузаў» («поганых французов»). Именно так
определены французские захватчики в белорусских народных преданиях, посвященных
тем событиям.
Однако тон на конференции задавался не
ответственными учеными, а целым хором наполеономанов, дирижерами которого
выступали посол Франции в Белоруссии Мишель Ренери («французские солдаты
погибли за свободу и прогресс»), директор французского Центра наполеоновских
исследований Жером Бокур (переправа французских войск через Березину – это
победа Наполеона») и польский доктор истории из силезского университета в
Катовицах Матей Кухарский (подготовка российских властей к войне с Наполеоном
стала настоящей катастрофой для «исторической Литвы»), а также профессор из
Польши Дариуш Наврот («в случае победы над Россией Наполеон, скорее всего,
пошел бы на создание буферного государства Речи Посполитой в границах 1772
года, на что надеялась не только литовская шляхта, но и крестьяне»).
Правда, и в выступлениях польских участников конференции
все-таки проскальзывали объективные данные. В частности, доктор Александра
Скшипец, приводя в своем, в целом антироссийском, выступлении воспоминания
польских солдат наполеоновской армии касательно Литвы и Белоруссии,
подчеркнула, что отношение к французским войскам на этих землях было разное («В
некоторых местах солдат-поляков встречали с радостью. В других, где были сильны
российские позиции, отношение к войскам Наполеона было крайне отрицательное»).
Но проблески объективности были исключением в
позиции пронаполеоновской стороны. Ожидать другого и не приходилось. На
конференции не было ни научной дискуссии, ни каких-либо попыток найти истину.
Это было, по сути, односторонне направленное пронаполеоновское и антироссийское
пропагандисткое действо, с тщательным предварительным отсевом участников от
Белоруссии. Поэтому «белорусский взгляд» на события 200-летней давности
преподносили в основном идейные русофобы и польщинизаторы, о научной
состоятельности которых в данном случае говорить не приходится, а их научные
степени не должны никого вводить в заблуждение. Вот только некоторые из их
псевдонаучных перлов.
А. Тарас (литератор): «Крестьянство во время
войны 1812 года на защиту «отечества» не поднималось. Это выдумки царской и
советской пропаганды. Принципиально неверно выдавать стихийное сопротивление
грабежам и реквизициям за антифранцузское партизанское движение».
В. Швед (Гродненский госуниверситет):
«Вооруженный конфликт 1812 года на территории Беларуси не носил характера
«отечественной» войны. На территории бывшего Великого княжества Литовского
происходила война между двумя сильными противниками - Францией и Россией, и
белорусы воевали как в русской, так и во французской армии».
Здесь налицо откровенная подтасовка: В. Швед
сознательно искажает существовавшее положение дел, называя белорусами все
тогдашнее население Белорусских губерний, замалчивая то важнейшее
обстоятельство, что водораздел между жителями территории нынешней Белоруссии
проходил по национальному признаку. На стороне Наполеона выступила именно
польская шляхта, да и то не вся. Часть поляков не изменила присяге и сражались
в рядах Русской армии, в том числе на Бородинском поле.
Политика Наполеона на белорусских землях была
исключительно пропольская, да и то весьма ограниченная. Созданная Наполеоном
марионеточная Комиссия временного правительства ВКЛ все свои обращения к
жителям края неизменно начинала словами «Граждане поляки!». Ни о каких
белорусах речь не шла вообще. Наполеоновские польские марионетки собирались
воссоздать Речь Посполитую Польскую, а восточнославянскому населению, которое
называло себя русинами, Русью, русскими отводилась роль полонизированной и
дерусифицированной черни. Поэтому совершенно естественно, что в Белорусском
крае местные русины (западнорусы) встали на сторону Руси-России.
В свою очередь, доцент БГУ А. Лукашевич
подкинул подлую мыслишку, что русское командование, будучи осведомленным в
военных планах Наполеона, «сознательно выбрало скифскую тактику выжженной
земли» на белорусских территориях. Дескать, не свое – не жалко.
Но самое отвратительной была «смердяковщина»
некого профессора из Самары Андрея Попова, который назвал «измышлениями
утверждения многих белорусских и российских исследователей о некой
всенародности антинаполеоновского партизанского движения на бывших землях
Великого княжества Литовского». Помимо этого, он пытался выдать действия
(впрочем крайне неудачные) коллаборационистских литовских формирований
наполеоновских войск за столкновения «белорусских народных ополченцев с
русскими казаками и прочими царскими войсками».
Следует понимать, что господ Тараса, Шведа,
Лукашевича и прочих им подобных убеждать в чем-то бессмысленно. Им историческая
истина не нужна. Их задача – нанести максимальный ущерб образу России в глазах
граждан Республики Беларусь и тем самым прокладывать дорогу польщинизации
Белоруссии. И надо признать, что усилия польщинизаторов не оказываются пустыми,
о чем свидетельствует следующий пример.
Не так давно в минском метро появились
надписи на двух языках, но не на белорусском и русском (оба языка имеют
государственный статус в Республике Беларусь) или на белорусском и английском
(для удобства иностранцев), а на белорусском и…польском. Хотя можно при желании
сказать, что написано на белорусском с использованием польской латиницы. Когда недоумевающая
общественность поинтересовалась у минских властей, что это означает, то никаких
объяснений не последовало, только заявление, что никто ничего менять не
намерен.
Дальше – больше. 24 ноября у деревни Студёнки
Борисовского района Минской области, у которой в ноябре 1812 года был
окончательно разбит Наполеон, состоялось действо-реквием, в ходе которого
воздавались почести солдатам наполеоновской армии. Принимавшие участие в этом
представлении белорусские чиновники не только безропотно «проглотили» заявление
сотрудника польского посольства в Белоруссии Каспера Ваньчика о том, что
польские войска армии Наполеона «несли свободу народу Беларуси», но и возлагали
цветы наполеоновским захватчикам, погибшим во время разгрома при переправе
через Березину. Причем, венки от администрации Борисовского района были
оформлены в польских бело-красных национальных цветах и возлагались молодыми
людьми, одетыми в современную польскую военную форму.
Следует добавить, что в этот же день
белорусские государственные телеканалы не только с умилением и придыханием
рассказывали о прошедшем под Борисовом «знаменательном событии», но еще
«порадовали» зрителей включением Кракова, где хор в форме наполеоновской армии
исполнял хвалебный гимн Бонапарту, благодаря которому «возродится Речь
Посполитая».
Все это свидетельствует о том, что маховик
польщинизации Белоруссии набирает обороты, и было верхом безответственности
делать вид, что ничего особенного не происходит и что Белоруссию и Россию
связывают нерушимые узы. Ведь, как говорится, вода камень точит, а
культурно-исторические узы, связывающие народы, сильно истончиться под
воздействием всевозможных гуманитарных «грызунов».
Источник http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=15703&SECTION_ID=6 |