fondsk.ru Зачем Ричард Морнингстар грозит Азербайджану майданом
Вячеслав МИХАЙЛОВ
Несколько дней назад посол США в Баку Ричард Морнингстар, давая интервью азербайджанской службе «Radio Free Europe / Radio Liberty», сделал заявление из разряда тех, которые дипломаты себе обычно не позволяют. Американец предположил, что один из уроков, который в Баку должны извлечь из событий на Украине, состоит в том, что майдан может повториться и в Азербайджане, если, мол, гражданское общество там будет ущемляться в своих правах…
Ричард Морнингстар – известный проводник интересов западных энергетических корпораций. До своего назначения послом в Азербайджан он служил спецпредставителем госсекретаря США по энергетическим вопросам в Евразии. Заступив на дипломатическую вахту в Баку в июле 2012 года, Морнингстар добросовестно лоббировал прокладку маршрутов поставки азербайджанских углеводородов на Запад «в обход России».
Заявление американского дипломата насчёт возможности «азербайджанского майдана» следует рассматривать в комплексе с предшествовавшим ему выступлением американского сопредседателя Минской группы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Джеймса Уорлика. Выступление состоялось 7 мая в фонде Карнеги в Вашингтоне. Высказанные Уорликом соображения, а он недвусмысленно предложил вернуться в нагорно-карабахском конфликте к ситуации конца 1980-х годов, в Ереване были встречены крайне сдержанно.
Какие цели преследовал Вашингтон, предложив своему дипломату сделать одно за другим столь раздражающие заявления по адресу и Еревана, и Баку? В мае сего года исполнилось 20 лет со времени установления режима прекращения огня в Нагорном Карабахе. По некоторым признакам, в Вашингтоне под влиянием процессов дезинтеграции Украины и воссоединения Крыма с Россией пришли к выводу, что сохранение статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта больше не в интересах Америки. Если это действительно так, то это очень опасная мысль. Тем более если за этим, как предполагают эксперты, стоит попытка заставить Армению убедиться в «непродуманности» ее решения о вступлении в Таможенный союз и поставить Россию перед лицом «провала на Кавказе».
Расчёт американских стратегов заключается в том, что новая эскалация напряжённости вокруг Нагорного Карабаха толкнёт Азербайджан в сторону НАТО с перспективой образования «оси» Анкара – Тбилиси – Баку (пакет соглашений с Баку о гарантиях безопасности и взаимопомощи у Анкары уже имеется). В этой гипотетической тройственной связке все последние годы усиленно наращивается военнополитический компонент. Застрельщиком повышения уровня взаимодействия между соседями в военной сфере выступает Грузия. Турция и Азербайджан пока проявляют здесь большую сдержанность, хорошо понимая все риски создания в зоне стратегических интересов России недружественного ей регионального альянса. Однако нарушение статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта может многое изменить.
Из четвёрки стран подзабытого объединения ГУАМ (Грузия – Украина – Молдова – Азербайджан), к которому на отдельных этапах обкатки этой американской геополитической идеи собиралась примкнуть и Турция, ныне только Азербайджан не подтвердил своих евроатлантических устремлений. Как склонны считать некоторые западные эксперты, причиной такой осторожности является «сложное соседство» Азербайджана с Россией и Ираном.
Отдельную роль в планах США придать политическим процессам в регионе конфронтационный вид играет каспийский фактор. Предстоящий в Астрахани четвёртый саммит стран Каспия по срокам проведения примерно совпадает с сентябрьским саммитом НАТО в Уэльсе. В Вашингтоне поставлена задача не допустить прорывных решений на сентябрьском слёте каспийской пятёрки. Урегулирование остающихся нерешёнными вопросов по статусу Каспийского моря не вписывается в американские схемы поддержания напряжённости в регионе. Поэтому Азербайджану постараются не позволить уладить его проблемы с Ираном (в чём заинтересована Россия) по разграничению национальных секторов Каспийского моря. Вашингтон сопротивляется и созданию каспийской пятёркой механизмов поддержания безопасности в море-озере исключительно прибрежными странами. Азербайджан ранее не дал положительного ответа на предложение Москвы создать на Каспии совместную военно-морскую группу оперативного взаимодействия (КАСФОР), но сейчас в Баку не столь категоричны, и одно это вызывает раздражение у американских стратегов.
Самостоятельным провокационным сюжетом в выступлении Морнингстара было рассуждение на тему некоего «вторжения» в Азербайджан. Американский посол выражался намёками, из которых, однако, следовало, что в роли потенциальных интервентов в Азербайджан могут выступить Россия и Иран. В связи с этим он несколько раз задался риторическим вопросом: кто, если не Америка, сможет в таком случае помочь Азербайджану - «после того, что Россия сделала с Крымом и Украиной»?! В Баку на эти фигуры речи американского дипломата отреагировали достойно: азербайджанские официальные лица из администрации президента и из внешнеполитического ведомства расценили это как вмешательство во внутренние дела их страны.
Тем не менее пробный шар администрацией США запущен. И сделано это за несколько дней до очередного заседания 29 мая в Астане Высшего Евразийского экономического совета, в преддверии запланированного лидерами России, Белоруссии и Казахстана подписания Договора о Евразийском экономическом союзе.
|