Главная » 2013»Август»7 » АНТИПРАВОСЛАВНАЯ И АНТИСОВЕТСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИБЕРАЛОВ
18:37
АНТИПРАВОСЛАВНАЯ И АНТИСОВЕТСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИБЕРАЛОВ
ruskline.ru Призрак воинствующего
безбожника бродит по России
Профессор Валентин
Семенов о религиозно-атеистической поляризации российского общества … Нестабильность
в современном обществе или, как сейчас модно выражаться, состояние «социальной
турбулентности» наблюдается в очень многих странах, включая Россию, причем
часто в виде экономического и духовно-нравственного кризиса, о чём постоянно
пишут всевозможные эксперты. В сложившейся непростой ситуации в нашем обществе
всё более наглядно начинает проявляться ценностно-ментальная,
религиозно-атеистическая поляризация людей, представителей разных социальных
групп. Закон поляризации в общественной жизни, о
котором писал великий социолог Питирим Сорокин, заключается в том, что « когда
общество переживает некую фрустрацию, или бедствие, или чрезвычайную ситуацию,
то большинство его членов, которые в нормальных условиях не являются ни слишком
благочестивыми, ни слишком грешными, проявляют тенденцию к расколу и
поляризации. Одни становятся более религиозными, нравственными и
благочестивыми, а другие – более атеистичными, циничными, чувственными и
преступными. Таким образом, большинство людей, которые в нормальное время
обладают посредственными этическими качествами, движутся в направлении
противоположных полюсов: одни идут к религиозному и моральному облагораживанию,
другие - к деградации» (1). В моей концепции российской полиментальности
описываются четыре базовых ценностно-ментальных типа личности:
православно-российский (безусловно, следует помнить и о других традиционных для
России конфессиональных менталитетах), просоциально-коллективистский,
либерально-индивидуалистический и криминально-клановый. Художественной
метафорой данных личностных типов служат образы Алексея, Дмитрия, Ивана
Карамазовых и их сводного брата – отцеубийцы - Павла Смердякова из романа
Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (2). В настоящее время происходит поляризация
ценностно-ментальных типов личности при одновременном сближении некоторых из
них. Причём, православно-российский тип сближается с
просоциально-коллективистским (по сути советско-социалистическим) через их аналогичные
составляющие: соборность-общинность и вера в Бога и его заповеди, – с одной
стороны, и коллективизм и вера в вождя-пассионария и идеалы социальной
справедливости – с другой. А либерально-индивидуалистический (по сути
капиталистический) менталитет всё чаще сближается с криминально-мафиозным
менталитетом, за счёт свойственных этим типам личности эгоизма, аморализма и
культа «золотого тельца». Совсем неслучайно в последние два года явно
усилилась антиправославная и антисоветская активность либералов, их нападки на
Русскую Православную Церковь и православных граждан, на наши традиции, на
российскую и советскую историю. Достаточно вспомнить выступления и статьи
В.Познера, М.Прохорова, Ю.Латыниной, А.Невзорова, редкую по цинизму,
оскорбительно-клеветническую передачу на телевизионном канале НТВ о схимонахине
матушке Феодосии (13 октября 2012г.), кощунственные акции «Pussy Riot»,
М.Гельмана и прочих шоу-бизнесменов, надругательства над православными
поклонными крестами, провокации сообщества ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы,
транссексуалы), а также поддержку подобных действий иностранными аморалистами
вроде «Мадонны», С.Фрая, «Femen», братьев Чепмен и др. В этой связи весьма показательна
«публицистическая» деятельность скандально известного журналиста А.Невзорова,
который помимо постоянных появлений в различных телевизионных программах с
откровенно хамскими высказываниями в адрес православия и РПЦ выложил в
интернете цикл своих монологов «Уроки атеизма». Цинизм и примитивизм этих
агиток просто поражает, на нормальных зрелых людей они навряд ли произведут
запланированный автором эффект, скорее последует известный в теории пропаганды
«эффект бумеранга», то есть обратного воздействия. А вот на неискушенное
«мозаичное» сознание подростков эти «уроки», сопровождаемые демагогией о
свободомыслии, своё негативное воздействие оказать могут. О моральном уровне
«публициста» свидетельствует один из сюжетов, рассказываемых им. Оказывается в
детстве со своим дедушкой, важным чином КГБ, он посещал некие конспиративные
квартиры, где был свидетелем, как по указаниям сотрудников этого учреждения
православные священники сообщали о содержании исповедей, интересующих КГБ
людей. Поражает глумливость с которой автор живописует этих пожилых батюшек,
естественно, не вникая в их обстоятельства и не сомневаясь в адекватности своей
детской памяти и понимания. Весьма характерно то, что Невзоров поносит только
Русскую Православную Церковь, которая отличается своей законопослушностью и той
самой толерантностью, о которой так пекутся либералы. О приверженцах ислама или
иудаизма он предпочитает не распространяться, ибо понимает, чем это ему грозит.
Зато родителям школьников он диктует текст заявления-отказа от курса «Основ
православной культуры». Всё это очень похоже на выполнение какого-то хорошо
оплачиваемого задания (наш герой не раз публично заявлял о том, что работает
только за большие деньги). А ведь в начале 1990-х новоявленный Емельян
Ярославский-Губельман совсем по-другому относился к православию, в частности к
митрополиту Иоанну (Снычеву), что отражалось в его телевизионных репортажах… Вместе с тем, активизировались и представители
православного и просоветско-коллективистского менталитетов, которые всё чаще
самостоятельно дают отпор либеральным нападкам и провокациям, в том числе
применяя вполне современные активные методы и всевозможные протестные акции
(«Народный собор», «Русский лад»), которые ранее были исключительно методами
либералов. По данным моего исследовательского проекта в
апреле 2013 года (репрезентативная выборка взрослого населения Санкт-Петербурга
– 1207 чел. от 18 лет), верующими, религиозными людьми себя назвали 63,3%
петербуржцев, при этом православными – 55,5%, представителями прочих конфессий
– 7,8% (эти цифры ниже, чем по России в целом). Понятно, что это не означает,
что всё это воцерковлённые люди, но главное, что они склонны к идентификации с
соответствующей культурой и традициями. Впервые за более чем десятилетний цикл
исследований ценность веры превзошла ценность денег по количеству выборов из
семи базовых ценностей. Тем не менее, неверующими называют себя 34,4%
петербуржцев (остальные 2,3% затрудняются ответить). Весь комплекс наших исследований, начиная с
2001 года, свидетельствует о преобладании представителей православного и
просоциально-коллективистского менталитетов во всех возрастных группах нашего
общества. Это подтверждают и данные исследования 2013 года. Так, 45%
петербуржцев выражают желание построить «общество честных людей труда» (среди
молодежи до 30 лет – 43%), построить «общество веры и любви к ближним» - 31%
(среди молодежи – 27%) и только 9% жаждут «общества потребления и комфорта»
(среди молодежи – 19,5%). Остальные затрудняются ответить или называют другие
типы общества. Здесь, несомненно, работают механизмы
ценностно-ментальной саморегуляции, самосохранения российского общества. Вместе
с тем, очевидно, что мощный многолетний рекламно-информационный прессинг
(«брейнвошинг») в определенной мере влияет на молодежь, которая, собственно, и
выросла в этой псевдорыночной, вульгарно-потребительской атмосфере. Поэтому
каждый пятый молодой человек выбирает потребление и комфорт ( аналогичные
данные были получены нами в 2010 году). Но одновременно с потребительскими
ценностями возрождаются исконные российские ценности православия, которые успешно
конкурируют с ними. А наиболее востребованными молодежью (как и другими
возрастными группами) оказываются ценности просоциального нравственного
общества труда. Однако в настоящее время в российском обществе
идёт ценностная идейная кристаллизация и поляризация. Очевидно, что кроме
извечного противостояния законопослушных граждан и криминалитета, существуют
проблемы в сфере социального согласия и социально-психологической совместимости
и между другими представителями базовых российских менталитетов. В своё время
это была идейная борьба между «почвенниками» и «западниками», затем уже
физическая борьба, перешедшая в гражданскую войну между «белыми» и «красными».
Ныне возникают и более сложные противоречия между, условно говоря, «белыми»
(православными), «красными» (социалистами) и «голубыми» (либералами) -
практически между представителями трёх базовых российских менталитетов.
Поляризация проявляется и в превращении разнообразных ценностно-ментальных
групп в две макрогруппы, во многом аналогичные традиционной с начала XIX века
оппозиции славянофилов (почвенников) и западников. Не случайно, в нашем
исследовании 2013 года 74% петербуржцев назвали себя патриотами России, а 21%
не отнесли себя к таковым (остальные затруднились ответить). Это и есть примерное
соотношение современных «почвенников» и «западников». Преобладание либералов-«западников» в СМИ
после крушения СССР долгое время было подавляющим, но в последние годы эта
гегемония стала нарушаться. Несмотря на более чем 20-летний прозападный
прессинг СМИ и рекламы, даже среди молодёжи патриотами себя считают 62%, а к
таковым не относят себя 33%, вместе с тем, среди людей старше 30 лет
соответствующие цифры составляют 77 и 17%. Из этих данных ясно, что прозападная
антироссийская пропаганда бесследно не прошла для людей, которые родились после
«перестройки» или были ещё дошкольниками. Вместе с тем, поразительно, что за
нравственный контроль за содержанием СМИ и рекламы в 2013 году выступают уже
86% петербуржцев (среди молодежи – 70%). И какие-то очень скромные
положительные изменения, например, на телевидении, всё-таки происходят: меньше
становится западных сериалов (правда, собственные делаются по американским
образцам), исчезла с общедоступных каналов зарубежная порнография и программы
типа «Секс с Анфисой Чеховой» (но появился вульгарнейший канал «Перец»),
введена возрастная маркировка программ и фильмов (однако, не всегда правильная,
соответствующая возрасту зрителей), наконец, появился канал «Общественное
телевидение России» (пока, к сожалению, не слишком творческий и интересный). Тем не менее, несмотря на явное и
подтвержденное репрезентативными социологическими исследованиями (ВЦИОМ,
Левада-центр, ФОМ, ИНОП, НИИКСИ и др.) преобладание представителей
православного менталитета в стране, СМИ и прежде всего телевидение остаются
выразителями либерально-атеистического менталитета (представляющего меньшинство
российских граждан), что ещё раз было наглядно продемонстрировано в дни
празднования 1025-летия Православия на Руси. В воскресенье 28 июля 2013 года из
шестнадцати главных телевизионных каналов России только канал «
Россия-Культура» посвятил этому событию часовую (20.00-21.05) трансляцию
торжественного концерта с Красной площади, а в 23.00 на круглосуточном
новостном канале «24» был показан документальный фильм «Второе крещение Руси».
Юбилею какого-нибудь не слишком великого артиста или представителя шоу-бизнеса
уделяется гораздо больше внимания на том же канале «Культура» (как раз в тот же
день 90-летию актера и режиссера В.Басова был посвящен документальный фильм и
художественный фильм – с 16.00 до 20.00, не говоря о других каналах (например,
в тот же день ещё один документальный фильм о Басове показывали на канале ТВ
«ЦЕНТР»). Так, что претензии либералов к якобы «идеологическому диктату»
Русской Православной Церкви выглядят совершенно необоснованно и просто
клеветнически, не говоря об их прямо-таки нарциссических наклонностях
присутствовать на экранах, в радиоэфире и на страницах прессы повсеместно и
повсечасно. В контексте того, что происходит сейчас на
Западе в семейной, гендерной, сексуальной сферах, нравственные установки
большинства российского населения, проистекающие из более чем 1000-летней
православной традиции на Руси, пока обнадёживают. Однако, вызывает тревогу
усиливающееся в настоящее время проявление бюрократизации и ограничение именно
гражданских прав личности и её достоинства в процессе всевозможных прозападных
реформ. В частности, это проявляется в безапелляционном авторитарном насаждении
американского формализма на предприятиях, в образовании и науке, ведущего к
социальному отчуждению и снижению доверия между людьми. Как писал ещё в ХIХ в.
Иван Аксаков: «Веруя безусловно в преимущество европейской цивилизации, наши
доктринеры-чиновники с жадностью хватаются за разные образчики европейского
прогресса…Для них, проповедующих уважение к личности человеческой, народ –
tabula rasa, на которой вырезай резцом что хочешь! Уроки истории – им
решительно нипочем!» (3). И тогда, и сейчас российские чиновники не считаются с
народом, с гражданами своей страны (между прочим, в главе 1, ст.3 современной
Конституции РФ записано: ««единственным источником власти в Российской
Федерации является её многонациональный народ»). Оказывается, менталитет
современных реформаторов всё тот же и проблемы всё те же –
формально-технократический и либерально-прозападный подход игнорирует
духовно-психологический фактор, ментальные особенности народа. Наш народ в своей основе патриотичен и мудр.
Исследование, на которое я уже неоднократно ссылался, в апреле 2013 года зафиксировало
тот факт, что петербуржцы восприняли и поняли значение духовно-нравственных
факторов. Отвечая в ходе интервью на вопрос: «Что более всего будет
способствовать позитивному развитию российского общества?» - они впервые за
десятилетия наших исследований на первое место поставили не экономические
условия, в данном случае «экономическую модернизацию» (28%), а
«духовно-нравственное воспитание молодежи» (51%), так как осознали, что без
качеств веры, трудолюбия, честности, ответственности, справедливости у нового
поколения - никакая модернизация невозможна. Результаты анализа современной ситуации в
российском обществе в очередной раз приводят к пониманию ключевой,
системообразующей роли духовно-нравственных факторов в реальном развитии
страны, необходимости морального оздоровления, духовного преображения общества,
соответствующего воспитания молодежи. Простые люди осознают это. Сумеют ли и
власть имущие это осознать? Валентин
Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, директор НИИ комплексных социальных
исследований СПбГУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Литература
1.
Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006. С.145. 2.
Семёнов В,Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика
на перепутье эпох. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 3.
Русские о русских. СПб, 1992. С. 50. Источник
http://ruskline.ru/news_rl/2013/08/06/prizrak_voinstvuyuwego_bezbozhnika_brodit_po_rossii/